9 февраля - Международный День стоматолога

 

 

 

 

Информированное добровольное согласие – гарантия для всех
 
Информированное добровольное согласие – сравнительно новое для нас явление. Раньше врачи  часто не видели необходимости в том, чтобы объяснить пациенту, какая операция ему предстоит, каковы ее возможные исходы. В наше время ни одна операция или серьезная медицинская процедура не проводится без разрешения пациента. Это защищает права обеих сторон: и врачей, и больных.
 
Кто подписывает добровольное информированное согласие?
 
Информированное добровольное согласия (ИДС) является неотъемлемым правом пациента. Оно заключается в добровольном принятии больным или его законным представителем предложенного врачом медицинского вмешательства, разновидности обследования и лечения. Для этого врач в доступной форме дает обстоятельную информацию о предстоящем вмешательстве, вероятных осложнениях, вариантах процедур и условий их оказания. Добровольность в данном случае означает отсутствие принуждения в форме угроз, авторитарного навязывания врачебного мнения, подтасовки информации.
Понятие информированного добровольного согласия впервые в РФ было законодательно закреплено в 1993 году. В настоящее время в России информированное добровольное согласие «является необходимым условием оказания медицинской помощи» (в соответствии со ст. 20 федерального закона  № 323  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а порядок его получения установлен Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 года).
Право на дачу согласия прямо связано с дееспособностью. В соответствии со ст.28 ГК РФ дети до 6 лет полностью недееспособны, и согласие за них дают законные представители. Несовершеннолетние от 6 до 18 лет ограниченно дееспособны (ст.26, 28 ГК РФ), тем не менее, с 15 лет, согласно ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», подростки имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство. Таким образом, с 6 до 15 лет за несовершеннолетнего согласие дают законные представители, с 15 лет до 18 лет — несовершеннолетние самостоятельно, хотя при этом и могут воспользоваться помощью родителей или законных представителей, тем не менее подписывают бланк самостоятельно.
Совершеннолетние граждане дают добровольное информированное согласие самостоятельно. Совершеннолетние граждане, признанные недееспособными в судебном порядке, дают информированное добровольное согласие через опекунов.
 
Без согласия
 
В некоторых случаях добровольного информированного согласия от пациента не требуется.
Согласно ч.9 ст. 20 Закона № 323-ФЗ медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:
 
1) Если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в ч.2  ст. 20 Закона №323-ФЗ). Экстренность показаний для медицинского вмешательства определяет консилиум врачей. В случае, если собрать консилиум невозможно – непосредственно лечащий (дежурный) врач с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента.
2) В отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 (вирусные лихорадки, лепра, малярия, сап, сибирская язва, чума и др.).
3) В отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами. Особенности получения согласия на медицинское вмешательство в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, установлены ст. 11 и 29 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
4) В отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления).
5) При проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы. Порядок принятия решения о медицинском вмешательстве в вышеуказанных случаях определен в ч. 10 ст. 20 Закона №323-ФЗ.
 
Право на отказ
Пациент имеет право полностью отказаться от медицинского вмешательства, а также потребовать его прекращения. Он может также отказаться от конкретного медицинского вмешательства при наличии выбора различных вариантов медицинских манипуляций. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.
Медорганизации вправе подать административное исковое заявление, чтобы оспорить отказ законного представителя пациента от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, например, ребенка.
Если же законный представитель отказался от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, то он обязан известить об этом орган опеки и попечительства не позднее дня, следующего за днем этого отказа.
Отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.
 
 
 
 
 
 
 
Коррупционные ситуации в системе здравоохранения и нарушение прав пациентов
 
Сегодня все чаще слышно о борьбе с коррупцией в медицинской сфере. Как правило, речь идет о бытовой коррупции. Однако отношение к ней пациентов неоднозначно, некоторые из пациентов считают, что сегодня без материального вознаграждения невозможно получить качественную медицинскую помощь, и фактически «благодарят» медицинских работников за надлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Тем не менее, коррупция в здравоохранении, подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь в сознании людей врачи – это люди, призванные помогать, спасать жизни. Важно противодействовать бытовым коррупционным ситуациях в здравоохранении!
 
Наиболее распространённые коррупционные ситуации:
 
1.      Согласие на получение вознаграждения за услуги. Заработок по предварительной договоренности часто расценивается как приемлемый способ неформального платежа. Он находит поддержку и у пациентов.
2.      Искусственное создание дефициты медицинский услуг. Пациенты вынуждены ожидать месяцами и платить за медицинскую помощь. За определенную плату эти исследования проводятся более оперативно. При этом вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество.
3.      Просьба оплатить бесплатные медицинские услуги, общение качества и индивидуального подхода. Для врачей и для пациентов однозначным критерием попадания в коррупционную зону является ситуация, когда предложение исходит от самого медика.
4.      Неоправданное медицинское вмешательство, навязывание ненужных услуг
5.      Отказ от оказания бесплатных медицинских услуг и требование их оплатить
6.      Приписки по ОМС – включение услуг, которые реально не оказывались.
 
Наиболее распространённые коррупционные медицинские услуги:
 
Госпитализация. Наиболее распространенный тип неформального платежа – это оплата услуг по госпитализации, а именно: оплата услуг по упрощению процедуры попадания в учреждение, попадание без очереди в случае плановой операции. На «теневом» рынке услуг госпитализации особе место занимает служба скорой помощи.
Оплата расходных материалов. Распространенный тип неформального заработка в учреждениях стационарного типа. Как правило, пациенту предлагается на выбор стандартные расходные материалы, которые входят в программы государственных гарантий или более качественное и современные.
Оперативное вмешательство. Оплата самих операций – это прямой «теневой» заработок в стационарах. Предметом для расчетов может стать покупка очереди на операцию уже в самой медицинской организации, а также и оплата самой работы медицинских работников, которые проводят операции.
Оплата диагностических процедур. Пациенту предлагается за неформальный расчет провести дорогостоящие исследования перед операцией, которые якобы не входят в программу государственных гарантий.
Консультации. Неформальные заработки узких специалистов обусловлены ограничением доступа пациентов к их консультациям.
Заработок на лекарственных препаратах. Среди поликлинических врачей и в стационарах распространены заработки на продаже лекарств напрямую пациенту. Возможны махинации с покупкой лекарственных препаратов по перечню для социально незащищенных слоев населения.
Оформление справок, направлений. Предметом неформальной продажи являются медицинские справки, больничные листы.
За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, за продление нахождения пациента в больнице.
За подтверждение либо сокрытие тех, либо иных медицинских фактов (чаще всего — побоев и иных телесных повреждений.
 
Большая часть антикоррупционных мер, несомненно, может быть реализована на уровне, максимально приближенном к уровню «врач — пациент».
 
Куда обращаться пациентам в случае проявления коррупции или подозрения на это:
 
 «Телефон доверия» по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений Министерства здравоохранения РФ: 8 (495) 789-45-24
- Телефонная линия «Остановим коррупцию» Следственного комитета РФ: 8(800)100-12-60
- Устные сообщения и письменные заявления в органы МВД
Ваша страховая компания
- Горячая линия регионального Министерства здравоохранения
- Руководство медицинской организации
 
 

 

 

 

 

До  настоящего времени для назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам работники организаций получали в лечебных учреждениях и предъявляли своим работодателям листки нетрудоспособности, оформленные исключительно на бумажных бланках. С 1 июля 2017 года больничный лист можно оформить в электронном виде.
Электронный листок нетрудоспособности имеет равную юридическую силу с листком нетрудоспособности, оформленным на бумажном бланке.
Для оформления электронного больничного пациенту необходимо только выразить свое письменное согласие.
Оформив больничный лист пациенту, врач и медучреждение заверят документ электронными подписями и направят его на хранение в  специальную автоматизированную систему Фонда социального страхования РФ. Доступ к электронным листкам своих работников через эту систему получат и работодатели.
Использование электронного больничного листка удобно и выгодно для всех участников:
- пациент избавится  от лишних походов по кабинетам для сбора подписей и проставления печатей. Кроме того, исключается вероятность потери или повреждения документа;
-  медицинские учреждения сэкономят средства на покупку дорогостоящих принтеров, предназначенных для печати больничных листков, а также время на их оформление: электронный листок нетрудоспособности заполнять гораздо проще, не требуется следить за цветом чернил, размером букв, расположением печати и прочее. В результате врач сможет уделить гораздо больше времени пациенту, а не бюрократии.
- работодатели не рискуют получить к оплате поддельный больничный лист, сэкономят место для хранения документов и не столкнуться с необходимостью копирования документов для предъявления на проверку в Фонд социального страхования РФ.
Бесспорно, электронный больничный удобнее, чем бумажный. Однако, бумажные листки временной нетрудоспособности полностью упразднять никто не собирается. Постепенно, когда и пациенты, и работодатели оценят преимущества электронных документов, бумажные будут исчезать из оборота.
Фонд социального страхования провел огромную подготовительную работу по внедрению электронных больничных листков: сначала технология была испробована в рамках пилотных проектов  в Москве, в Астраханской, Белгородской и Новосибирской областях. Только после успешной реализации пилотных проектов электронные больничные начали внедряться по всей России.
Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ совместно с Департаментом охраны здоровья Кемеровской области, начиная с мая текущего года, проводят организационную и информационно – разъяснительную работу с лечебными учреждениями и работодателями региона по подключению к системе оформления электронных больничных листков. Чувствуется заинтересованность и поддержка с их стороны в продвижении нововведения, поэтому мы рассчитываем, что до конца года большинство медицинских организаций и работодателей Кузбасса освоят новую технологию, а кузбассовцы оценят простоту и удобство электронных документов.
 
Вопросы-ответы
Что меняется с 1 июля 2017 года при введении электронных больничных?
Сегодня больничный лист выписывает медицинская организация только в бумажном варианте. Бланк выдается на руки застрахованному лицу, которое в дальнейшем передает его своему работодателю для расчета пособия. Работодатель, в свою очередь, заполняет отведенные для него поля листка нетрудоспособности, рассчитывает и выплачивает пособие работнику.
С 01 июля 2017 года возможен  второй вариант получения больничного, который будет выглядеть следующим образом:
Медицинская организация после первичного осмотра застрахованного лица (работника) направляет запрос, удостоверенный в установленном порядке электронной подписью, в Систему Фонда социального страхования на выдачу единичного номера ЭЛН. После генерации номера, ЭЛН заполняется медицинской организацией в своей части и направляется в Систему Фонда.
Застрахованное лицо после закрытия ЭЛН получает на руки талон с идентификатором, содержащий сведения, необходимые для страхователя. Далее работник предъявляет работодателю талон «Электронного листка нетрудоспособности», а работодатель отправляет запрос, удостоверенный в установленном порядке электронной подписью, в Систему Фонда и получает доступ к ЭЛН. Работодатель производит расчет и выплату пособий по нетрудоспособности и по беременности и родам на основании полученных данных.
Перевод на электронное оформление листков нетрудоспособности в одночасье осуществить невозможно, он будет происходить последовательно.
 
Кто будет определять электронный или бумажный больничный следует выдавать?
Согласно Федеральному закону от 01.05.2017 № 86-ФЗ с 1 июля 2017 года будут действовать оба формата больничного: «бумажный» и электронный.
Врач медицинской организации оформит больничный листок либо в печатном виде, либо в электронном виде с письменного согласия работника.
Однако, одного желания работника недостаточно. ЭЛН можно будет получить только в том случае если медицинская организация и работодатель являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.
То есть, если медицинская организация– может оформить ЭЛН, а работодатель – готов принять к оплате ЭЛН.
 
Если застрахованному лицу оформлен ЭЛН, а страхователь-работодатель не является участником информационного взаимодействия при передаче сведений по ЭЛН. Каковы действия медицинской организации и застрахованного лица в такой ситуации.
Медицинская организация по обращению застрахованного лица аннулирует ЭЛН и выдаст дубликат листка нетрудоспособности на бумажном бланке.